Новая редакция Ст. 407 ТК РФ
Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:
производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях, федеральных государственных унитарных предприятиях, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;
ведет базу данных по учету трудовых арбитров;
организует подготовку трудовых арбитров.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:
производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй настоящей статьи;
содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.
Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:
проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;
оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;
организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.
Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.
Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.
Комментарий к Статье 407 ТК РФ
Система органов исполнительной власти в сфере урегулирования коллективных трудовых споров состоит из федерального уровня, на котором органом по урегулированию коллективных трудовых споров является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров. А также регионального уровня, на котором функции органов по урегулированию коллективных трудовых споров осуществляют соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кодекс наделил федеральные органы исполнительной власти следующими полномочиями:
регистрировать коллективные трудовые споры, возникшие по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства;
регистрировать коллективные трудовые споры, возникшие на почве заключения, изменения и выполнения;
содействовать урегулированию указанных коллективных трудовых споров;
вести базу данных по учету трудовых арбитров;
организовывать подготовку трудовых арбитров.
Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:
проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;
оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;
организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.
Другой комментарий к Ст. 407 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Придавая большое значение вопросам профилактики и урегулирования коллективных трудовых споров, учитывая соотношение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области трудовых отношений, ТК РФ специально отмечает, что к государственным органам по урегулированию коллективных трудовых споров относятся как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, так и органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.
2. Впервые вопрос о создании специализированного государственного органа, выполняющего функции государственного регулирования коллективных трудовых споров, был поставлен в связи с принятием Указа Президента РФ от 15 ноября 1991 г. N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)".
Эти функции были возложены на службу по урегулированию коллективных трудовых споров, которая была создана в РФ в 1992 г. Затем ее правовой статус претерпел изменения в целях реализации Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и совершенствования процесса разрешения коллективных трудовых споров. Желая повысить роль органов, задачей которых является оказание помощи в рассмотрении коллективных трудовых споров, Правительство РФ Постановлением от 15 апреля 1996 г. N 468 (с изм. и доп.) утвердило Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, которая являлась государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.
3. В связи с осуществленной в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (с изм. и доп.) реорганизацией системы органов федеральной исполнительной власти в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти было установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Данным Указом было образовано Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а также Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которым были переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг упраздняемого Министерства труда и социального развития РФ.
Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 (с послед. доп. и изм.) были определены вопросы Федеральной службы по труду и занятости, а Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 (с послед. доп. и изм.) было утверждено Положение о ней.
4. В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров (п. 1 Положения).
Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и осуществляет целый ряд предоставленных ей полномочий, в том числе оказывает в соответствии с законодательством РФ государственные услуги по содействию в разрешении коллективных трудовых споров, по организации подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров.
Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения).
5. Комментируемая статья относит к компетенции Роструда, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, следующие вопросы:
- осуществление уведомительной регистрации коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
- содействие урегулированию указанных коллективных трудовых споров;
- ведение базы данных по учету трудовых арбитров.
К компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ, участвующих в урегулировании коллективных трудовых споров, отнесены вопросы проведения уведомительной регистрации коллективных трудовых споров (за исключением коллективных трудовых споров, указанных в ч. 2 ст. 407 ТК РФ), а также содействие урегулированию указанных коллективных трудовых споров.
6. Называя функции и полномочия Роструда и органов исполнительной власти субъектов РФ применительно к урегулированию коллективных трудовых споров, ТК РФ также закрепляет некоторые гарантии беспрепятственного осуществления этих функций и полномочий.
Указанные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:
- проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
- выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;
- оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;
- организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур;
- взаимодействуют с представителями работников и работодателей.
Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.
7. Сама Федеральная служба по труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов РФ не являются органами, рассматривающими коллективные трудовые споры и выносящими обязательные для сторон решения. Они призваны оказывать содействие их разрешению путем организации примирительных процедур. Это их основная задача.
В то же время их функции не исчерпываются участием в создании и деятельности примирительных органов. Они проводят работу по изучению и обобщению причин и условий возникновения коллективных трудовых споров.