Перейти к основному содержанию

Статья 213 ТК РФ. Государственная экспертиза условий труда

Новая редакция Ст. 213 ТК РФ

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

качества проведения специальной оценки условий труда;

правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

фактических условий труда работников.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, комиссий по расследованию несчастных случаев, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии таких представительных органов), государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления государственной экспертизы условий труда любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм, а также работодателей - физических лиц);

в соответствии с порядком проведения государственной экспертизы условий труда запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления государственной экспертизы условий труда документы и другие материалы;

проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

В случае, если документы и другие материалы, необходимые для осуществления государственной экспертизы условий труда, не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают соответствующие документы и другие материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, государственных внебюджетных фондах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

составлять по результатам проведения государственной экспертизы условий труда заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы (при наличии таких представительных органов), государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, организации, проводящие специальную оценку условий труда;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления государственной экспертизы условий труда, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Типовые формы документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Статье 213 ТК РФ

Как мы уже говорили, работодатель в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, обязан организовывать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (во время трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров.

Статья 213 Трудового кодекса РФ определяет такие случаи. Прежде всего, речь идет о людях, которые трудятся на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах). Напомним, что Перечень вредных и опасных факторов и работ, при выполнении которых проводятся медосмотры, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83.

Также медосмотры должны проходить работники, связанные с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Добавим, что заключение о состоянии здоровья понадобится и при поступлении на работу в организации торговли и общественного питания, предприятия пищевой промышленности, детские и оздоровительные учреждения. Об этом сказано в комментируемой статье 213 ТК.

Получается, что перед тем, как заключить трудовой договор, претендент должен обязательно проверить свое здоровье. Причем за счет будущего работодателя. Если соискатель сам оплачивает прохождение медосмотра, организация в любом случае обязана возместить ему эти расходы. Для нее эта обязанность установлена все в той же статье 213 Трудового кодекса РФ. При положительном медицинском заключении с работником заключается трудовой договор.

Когда это необходимо, по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).

Медосмотр проводит медицинская организация, имеющая лицензию на указанный вид деятельности. Но если работник занят на вредных работах или на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, осмотры проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензию на экспертизу профессиональной пригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет.

Помимо прочего указанная статья определяет, что работники, занятые в отдельных видах деятельности, в том числе и связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Правила такого освидетельствования утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695.

Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, приведен в Постановлении Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377. Скажем, лица, страдающие хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсией с пароксизмальными расстройствами, не могут работать с химическими и радиоактивными веществами. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.

Другой комментарий к Ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Различают обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Целью первых является определение состояния здоровья работника поручаемой работы (см. ст. 69 ТК РФ и комментарий к ней).

Целью вторых является динамическое наблюдение за состоянием здоровья работника в условиях воздействия вредной среды, профилактика и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опасными веществами, а также предупреждение несчастных случаев.

2. Периодичность медицинских осмотров определяется перечнями вредных, опасных веществ и производственных факторов, за исключением работников в возрасте до 21 года, которые проходят медицинские осмотры ежегодно.

Медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя. В случае уклонения работника от медицинского осмотра или невыполнения им рекомендаций медицинских обследований работодатель не должен допускать его к работе.

3. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок их проведения определяются Минздравсоцразвития России (Приказ от 16 августа 2004 г. N 83 (Российская газета. 2004. 16 сент.)).

4. Работникам, занятым на вредных работах и на работах с вредными и (или) производственными факторами в течение пяти и более лет, периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензию на экспертизу связи заболевания с профессией один раз в пять лет.

Работодатель определят контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляют его за два месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований). Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников утверждает совместно с ним календарный план проведения медицинских осмотров (обследований).

Работник, направленный на медицинский осмотр (обследование), представляет направление, выданное руководителем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - решение врачебной психиатрической комиссии.

Заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра (обследования), а также выписка из амбулаторной карты вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Работник информируется о результатах проведенного осмотра (обследования). В случае индивидуального допуска в заключение вносятся данные об обязательном пользовании протезом, слуховым аппаратом, очками и др. Работник, у которого установлен диагноз профзаболевания, центром профпатологии направляется с соответствующим заключением в медицинскую комиссию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу.

5. Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (Постановление от 23 сентября 2002 г. N 695 (СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3796)).

Объяснение статьи 213 ТК России

Статья 213 Трудового кодекса России касается проведения государственной экспертизы условий труда и регулирует ее порядок и механизм.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ответственным за контроль соблюдения трудового законодательства и нормативных актов в сфере трудовых отношений. Также это могут делать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые занимаются вопросами охраны труда, в соответствии с установленным порядком и регулятивами, разработанными федеральными органами власти, занимающимися регулированием вопросов труда.

Государственная экспертиза условий труда выполняется с целью оценки различных аспектов:

  1. Качество проведения специальной оценки условий труда.
  2. Правильность предоставления работникам гарантий и компенсаций в случае работы в вредных и опасных условиях.
  3. Фактические условия, в которых работают сотрудники.

Государственная экспертиза условий труда проводится на основе обращений различных сторон, таких как суды, органы исполнительной власти, комиссии по расследованию несчастных случаев, работодатели, профсоюзы, а также другие уполномоченные представительные органы. Если не предоставлены необходимые документы и материалы, то органы, проводящие экспертизу, имеют право запрашивать их у соответствующих организаций и учреждений.

Лица, занимающиеся государственной экспертизой условий труда, имеют определенные права:

  1. Вести наблюдения и измерения при осуществлении экспертизы.
  2. Запрашивать и получать необходимые документы и материалы.
  3. Проводить исследования с привлечением аккредитованных испытательных лабораторий, если это необходимо.
  4. Посещать места работы для проведения экспертизы.

Лица, выполняющие государственную экспертизу, обязаны соблюдать объективность и обоснованность в выводах, составлять заключения о соответствии или несоответствии условий труда установленным нормам охраны труда, а также обеспечивать конфиденциальность информации, с которой они работают. Формы документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, утверждаются федеральными органами власти, ответственными за трудовую политику.