Перейти к основному содержанию

Статья 274 ТК РФ. Правовые основы регулирования труда руководителя организации

Новая редакция Ст. 274 ТК РФ

Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Комментарий к Статье 274 ТК РФ

Права и обязанности руководителя организации (предприятия) в области трудовых отношений определяются:

- ТК - в общем виде права и обязанности руководителя как работодателя предусмотрены ст. 22 ТК (см. ст. 22 и комментарий к ней), а как работника - ст. 21 ТК (см. ст. 21 и комментарий к ней);

- законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации, трудовым договором. Таким образом, права и обязанности руководителя, установленные ТК и иными законами, могут быть конкретизированы и дополнены соответствующими подзаконными актами, в том числе и субъектов РФ, учредительными документами организации (предприятия), локальными нормативными актами организации (предприятия), трудовым договором с организацией.

Согласно статье 5 ТК подзаконные акты о содержании трудового договора с руководителями организации (предприятия) не должны противоречить ТК, законам. Не допускается включение в договоры условий, ухудшающих положение руководителей по сравнению с нормами ТК, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением (ст. 57 ТК).

Трудовой договор с руководителем организации имеет ряд особенностей, обусловленных особенностями трудовой функции, его местом в системе управления организацией и выражающихся в особом порядке назначения на должность в соответствии со статьей 275 и увольнения на основании статей 81, 278, 279, 280 ТК, особенностями сторон трудового договора и его содержанием.

В ряде случаев законодательство устанавливает предельный возраст для занятия должности руководителя. Так, ректором федерального государственного высшего учебного заведения может быть лицо, не достигшее 65 лет (п. 3 ст. 20 Закона РФ от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"). Установленные законодательством ограничения для занятия должности руководителя не могут рассматриваться как дискриминирующие, так как они определяются свойственными данному виду труда требованиями (статья 3 Трудового кодекса РФ).

Основное отличие содержания трудового договора с руководителем организации состоит в специфике трудовой функции работника. Руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия (директор, генеральный директор) действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от его имени, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством. Аналогичным образом определяются полномочия председателя производственного кооператива. Так, председатель кооператива действует от имени кооператива без доверенности, представляет кооператив в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, распоряжается имуществом кооператива, заключает договоры и выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает счета в банках и других кредитных организациях, осуществляет прием и увольнение наемных работников, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения членами кооператива и наемными работниками кооператива. Аналогично по смыслу и содержанию формулируются полномочия руководителей организаций иных организационно-правовых форм, что в конечном итоге и послужило основанием для выделения в ТК отдельной главы, посвященной особенностям регулирования их труда.

Наиболее регламентировано правовое положение руководителей государственных предприятий. Обязательными условиями трудового договора с руководителем государственного предприятия являются:

указание на срок трудового договора (не менее трех лет);

размер гарантированного вознаграждения не менее 10-кратного минимального размера оплаты труда ежемесячно;

доля руководителя предприятия от прибыли предприятия, определяемой после расчетов с бюджетами всех уровней;

размер компенсации, выплачиваемой руководителю предприятия при досрочном расторжении трудового договора по инициативе Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти;

размер компенсации руководителю предприятия и членам его семьи при переезде в другую местность, обусловленном трудовым договором;

социальные гарантии руководителю предприятия и членам его семьи, в том числе в случае смерти руководителя предприятия или потери им трудоспособности; права и обязанности руководителя предприятия в связи с управлением предприятием, в том числе по найму и увольнению работников, делегированию полномочий по распоряжению имуществом предприятия;

порядок отчетности руководителя предприятия;

порядок и условия досрочного расторжения трудового договора;

ответственность руководителя предприятия за нарушение трудового договора, экономические результаты деятельности предприятия, сохранность и целевое использование имущества, в том числе и материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию в результате действий (бездействия) руководителя предприятия, и прочее.

Система оплаты труда работников устанавливается по соглашению сторон трудового договора и заработная плата максимальным размером не ограничивается, в соответствии со статьей 132 ТК. Однако для организаций и предприятий, находящихся в собственности существует ряд ограничений. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 210, оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом средств, направленных на потребление.

Обязанность руководителя периодически отчитываться перед собственником организации о результатах финансово-хозяйственной деятельности составляет необходимый элемент трудовой функции руководителя. Порядок и форма отчетности руководителя организации в большинстве случаев устанавливаются локальными нормативными актами и соглашением сторон.

Трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут в соответствии с общими основаниями, предусмотренными статьями 77, 78, 80, 81, 83 ТК. Порядок и условия досрочного расторжения трудового договора определяются также положениями статей 278, 279, 280 ТК. Досрочное расторжение трудового договора может быть одной из форм ответственности руководителя организации за нарушение трудового договора, ненадлежащие экономические результаты деятельности организации, необеспечение сохранности и нецелевое использование имущества, то есть за неисполнение своей трудовой функции. Руководитель может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности, а как особенный (специальный) субъект трудового правоотношения руководитель может быть привлечен одновременно к дисциплинарной и административной или уголовной ответственности за нарушение законодательства о труде.

Другой комментарий к Ст. 274 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья имеет принципиальное значение для регулирования труда руководителей, так как весьма определенно закрепляет трудоправовой статус руководителя как наемного работника, с которым должен заключаться именно трудовой договор. Если до принятия действующего Трудового кодекса существовало достаточное количество позиций об отсутствии у руководителя организации трудовых отношений, то положения комментируемой главы и рассматриваемой статьи недвусмысленно устанавливают статус подавляющего большинства руководителей как работников - наемных менеджеров. Но правовое положение руководителя в области трудовых отношений определяется не только трудовым договором, но и законами, иными нормативными правовыми актами о труде, а также учредительными документами. Данные акты определяют как права руководителей, так и их обязанности.

С одной стороны, на руководителя как наемного работника распространяются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, обязанность обеспечивать которые лежит на его контрагенте по трудовому договору - работодателе. С другой стороны, руководитель - наемный менеджер в своей деятельности по управлению трудом и капиталом, осуществляемой от имени собственника организации, должен руководствоваться положениями не только трудового, но и гражданского, налогового, административного и иного законодательства, что представляет собой неотъемлемую часть его трудовой функции. В связи с этим необходимо констатировать, что руководитель является специальным субъектом административного правонарушения и уголовного преступления. При этом к административной и уголовной ответственности руководитель как работник привлекается именно за неисполнение обязанностей, предусмотренных его трудовым договором. Так, за нарушение законодательства об охране труда руководитель может быть привлечен к административной (ст. 5.27 КоАП) или уголовной (ст. 143 УК) ответственности. Специально для стимулирования добросовестного исполнения руководителями своих трудовых обязанностей в КоАП сформулирована норма об ответственности за ненадлежащее управление юридическим лицом (см. ст. 14.21 КоАП).

2. Положения законодательства о труде руководителей существенно дополняются учредительными документами организации. В этих локальных нормативных актах осуществляется распределение полномочий на управление трудом и капиталом между коллегиальными органами управления и руководителем как единоличным исполнительным органом юридического лица. Так, Закон РФ "Об акционерных обществах" (п. 1 ст. 69 Закона) устанавливает, что уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция каждого из них. Аналогичное правило закреплено и ст. 41 Закона РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью". В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ (с изм. и доп. на 21 марта 2002 г.) "О производственных кооперативах" (СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1093) при наличии в кооперативе правления уставом кооператива определяются вопросы, по которым решения принимаются единолично председателем кооператива (п. 4 ст. 17 Закона). Также уставом кооператива устанавливаются срок, на который избирается (утверждается) председатель кооператива, право председателя кооператива распоряжаться имуществом кооператива, условия оплаты труда председателя кооператива, ответственность председателя кооператива за причиненные убытки, а также основания для освобождения его от должности (см. п. 3 ст. 17 Закона).

3. Трудовой договор с руководителем организации имеет ряд особенностей, отличающих его от иных трудовых договоров. Отличия обусловливаются особенностями трудовой функции руководителя и его местом в системе управления организацией и выражаются в особом порядке назначения на должность (см. ст. 275 ТК РФ и комментарий к ней) и увольнения (см. ст. ст. 81, 278, 279, 280 ТК РФ и комментарий к ним), особенностями сторон трудового договора и его содержанием.

Сторонами трудового договора являются работник и работодатель. Работником - руководителем организации может быть лицо, обладающее способностью к управленческой деятельности и отвечающее требованиям, сформулированным в законодательных, иных нормативных правовых актах о труде, а также учредительных документах организации.

В ряде случаев законодательство устанавливает предельный возраст для занятия должности руководителя. Так, ректором государственного или муниципального высшего учебного заведения может быть лицо, не достигшее 65 лет (см. п. 3 ст. 20 Закона РФ от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изм. на 9 февраля 2007 г.) (Российская газета. 1996. 29 авг. N 164; 2006. 8 нояб. N 250; 2007. 14 фев. N 31)).

В отдельных случаях нормативные правовые акты предусматривают необходимость наличия определенного профессионального образования и опыта работы. Например, в соответствии с Положением о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного предприятия (утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 (с изм. и доп. на 11 ноября 2006 г.) (СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4897)) к участию в конкурсе допускаются лица, имеющие высшее образование, опыт работы в сфере деятельности предприятия и опыт работы на руководящей должности, как правило, не менее года. Законом РФ "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ (с изм. на 27 июля 2006 г.)) установлено, что кандидаты на замещение должности руководителя кредитной организации должны иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыт руководства таким подразделением не менее двух лет (см. ст. 14 названного Закона).

В связи с тем что руководитель организации является специфическим работником, в обязанности которого входит распоряжение имуществом организации, а также совершение иных управленческих действий, для кандидатов на эту должность могут устанавливаться некоторые ограничения. Так, должность руководителя организации не может быть замещена лицом, дисквалифицированным в судебном порядке за совершение административного правонарушения (например, за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ч. 2 ст. 5.27 КоАП) или за ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21 КоАП)). За совершение отдельных уголовных преступлений к лицу может быть применено наказание в виде лишения права занимать должности руководителя коммерческой организации или государственного учреждения (см., например, ч. 2 ст. 143; ст. 203; ч. ч. 3 и 4 ст. 204; ст. ст. 285, 286, 289, 290, 292, 293 и др. УК). В соответствии с правилами ст. 47 УК лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в частности, состоит в запрещении заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Это наказание может применяться не только в качестве основного, но и дополнительного. В случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного может признать невозможным сохранение за лицом права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Установленные в законодательстве ограничения для занятия должности руководителя не могут рассматриваться как дискриминирующие, так как они определяются свойственными данному виду труда требованиями (см. ст. 3 ТК РФ и комментарий к ней).

Второй стороной трудового договора с руководителем является работодатель. В ряде случаев для руководителя контрагентом по трудовому договору является юридическое лицо (организация), для управления которым он и принимается на работу. Так, для директора акционерного общества работодателем будет выступать данное акционерное общество - как корпоративное образование (о порядке заключения трудового договора см. ст. 275 ТК РФ и комментарий к ней). Если единственным акционером или участником в обществе будет являться физическое лицо (но не выступающее в качестве руководителя), то и в этом случае трудовой договор с руководителем будет заключаться от имени юридического лица. В случае с руководителем государственного или муниципального унитарного предприятия работодателем будет являться собственник имущества предприятия - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. От их имени права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления (см. ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746; 2003. N 50. Ст. 4855)). В соответствии с положениями ст. 21 указанного Федерального закона собственник имущества унитарного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор.

Основное отличие содержания трудового договора с руководителем организации заключается, как отмечалось выше, в специфике трудовой функции работника. Так, руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия (директор, генеральный директор) действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством (п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Несколько иначе по форме, но аналогично по смыслу определяются полномочия председателя производственного кооператива. Так, в соответствии с положениями п. 5 ст. 17 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ (с изм. и доп. на 21 марта 2002 г.) "О производственных кооперативах" (СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1093) председатель кооператива действует от имени кооператива без доверенности, представляет кооператив в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, распоряжается имуществом кооператива, заключает договоры и выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает счета в банках и других кредитных организациях, осуществляет прием и увольнение наемных работников, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения членами кооператива и наемными работниками кооператива. Аналогично по смыслу и содержанию формулируются полномочия руководителей организаций иных организационно-правовых форм, что в конечном итоге и послужило основанием для возможности выделения в Трудовом кодексе РФ отдельной главы, посвященной особенностям регулирования их труда.

4. Наибольшей регламентации в нормативном порядке подвергается правовое положение руководителей государственных предприятий. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 (в ред. от 5 октября 2002 г.) "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" обязательными условиями трудового договора с руководителем государственного предприятия являются следующие:

- указание на срок трудового договора (не менее трех лет);

- размер гарантированного вознаграждения не менее 10-кратного минимального размера оплаты труда ежемесячно;

- доля руководителя предприятия от прибыли предприятия, определяемой после расчетов соответствующего предприятия с бюджетами всех уровней;

- размер компенсации, выплачиваемой руководителю предприятия при досрочном расторжении трудового договора по инициативе Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти;

- размер компенсации руководителю предприятия и членам его семьи при переезде в другую местность, обусловленную трудовым договором;

- социальные гарантии руководителю предприятия и членам его семьи, в том числе в случае смерти руководителя предприятия или потери им трудоспособности; права и обязанности руководителя предприятия в связи с управлением предприятием, в том числе по найму и увольнению работников предприятия, делегированию полномочий по распоряжению имуществом предприятия;

- порядок отчетности руководителя предприятия;

- порядок и условия досрочного расторжения трудового договора;

- ответственность руководителя предприятия за нарушение трудового договора, экономические результаты деятельности предприятия, сохранность и целевое использование имущества, в том числе и материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию в результате действий или бездействия руководителя предприятия.

По общему правилу система оплаты труда работников устанавливается по соглашению сторон трудового договора и заработная плата максимальным размером не ограничивается (см. ст. 132 ТК РФ и комментарий к ней). Это правило можно отнести к установлению оплаты труда руководителей организаций, независимо от их организационно-правовой формы. Вместе с тем существует ряд ограничений, устанавливаемых для организаций и предприятий, находящихся в собственности государства. Вопросы вознаграждения руководителей государственных предприятий урегулированы Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 210, которым было утверждено Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий (САПП РФ. 1994. N 13. Ст. 991). В соответствии с данным Положением, оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки I разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором на данном предприятии, исходя из следующих показателей:

Списочная численность

предприятия (человек) Кратность к величине тарифной ставки

I разряда рабочего основной

профессии на предприятии

до 200 до 10

от 200 до 1500 до 12

от 1500 до 10000 до 14

свыше 10000 до 16

Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом средств, направленных на потребление. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год.

В соответствии с письмом Минтруда России от 28 апреля 1994 г. N 727-рб "О порядке применения Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 210 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)" (Российские вести. 1994. 8 июня. N 104) следует иметь в виду, что Положением предусмотрены верхние пределы кратности к величине тарифных ставок разряда, из которой устанавливаются должностные оклады руководителям предприятий. Конкретный должностной оклад руководителю предприятия может быть установлен исходя из любого количества тарифных ставок в пределах, предусмотренных для данной группы предприятий по численности работников. Так, в группе предприятий по численности работников свыше 10 тыс. человек и кратности к величине тарифной ставки до 16 должностной оклад может быть установлен исходя из 16, 14, 12 и меньшего количества ставок I разряда. Конкретная величина кратности определяется органом, заключающим трудовой договор с руководителем с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции. Кроме того, Минтруд России в письме от 28 апреля 1994 г. N 727-рб подчеркивает, что в Положении об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий даны укрупненные группы по численности работников, поэтому органы исполнительной власти могут дифференцировать эти группы с учетом фактической численности работников на предприятиях данной отрасли. Например, в группе предприятий со списочной численностью работников от 200 до 1500 человек целесообразно выделить несколько подгрупп: от 200 до 500, от 500 до 1000 и от 1000 до 1500 человек с соответствующей дифференциацией кратности: до 8, до 10 и до 12 тарифных ставок I разряда. На предприятиях, где тарифные разряды не применяются и для оплаты труда используются месячные оклады или ставки (например, в НИИ, КБ), расчет должностного оклада руководителя производится исходя из минимального оклада (ставки) рабочих или служащих, занятых в основной деятельности предприятия. Группа основных работников, чья величина тарифной ставки I разряда или месячный оклад берутся как базовые, определяется коллективным договором, а при отсутствии его - органом, выступающим от имени работодателя.

Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности выплачивается руководителю за счет и в пределах полученной прибыли за расчетный период, определяемый на предприятии. Выплата вознаграждения может осуществляться по результатам работы за квартал, год, другой расчетный период (например, на предприятиях, где производство носит сезонный характер, - по окончании сезона). Допускаются ежемесячные выплаты вознаграждения в виде аванса в размерах, не превышающих в совокупности 50% предполагаемой суммы вознаграждения за расчетный период.

Фактическая сумма вознаграждения определяется путем умножения на установленный норматив суммы прибыли по балансу за расчетный период за вычетом из нее налогов, других обязательных платежей в бюджет и средств, направленных на потребление. Величина норматива вознаграждения определяется органом исполнительной власти при заключении (изменении) трудового договора и предусматривается в нем.

На предприятиях отдельных отраслей, по объективным причинам не имеющих прибыли и получающих дотации, предусматриваемые в федеральном бюджете или бюджетах субъектов Федерации, а также на предприятиях, дотируемых из бюджета в связи с централизованным регулированием цен (тарифов) на их продукцию, работу и услуги, руководители могут премироваться за счет средств на оплату труда, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). Отрасли, где могут вводиться такое вознаграждение и его условия, определяются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях, по согласованию с Министерством труда и социальной политики Российской Федерации. Конкретные условия премирования устанавливаются в трудовом договоре.

Заработная плата руководителей организаций и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается с применением Единой тарифной сетки, утвержденной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" (с изм. и доп. на 20 декабря 2003 г.) (см. ст. ст. 135 и 143 ТК РФ и комментарий к ним).

Некоторые особенности в регулировании оплаты труда установлены для директоров народных предприятий. Так, размер оплаты труда генерального директора за отчетный финансовый год не может более чем в 10 раз превышать средний размер оплаты труда одного работника народного предприятия за тот же период (см. п. 3 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г.) "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)").

5. Обязанность руководителя периодически отчитываться перед собственником организации о результатах финансово-хозяйственной деятельности составляет необходимый элемент трудовой функции руководителя. Эта обязанность основывается на положениях закона (см., например, п. 3 ст. 21 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; п. 11 ст. 48 Федерального закона "Об акционерных обществах"; п. 6 ст. 33 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"; ст. 15 Федерального закона "О производственных кооперативах").

Порядок и форма отчетности руководителя организации в большинстве случаев устанавливаются локальными нормативными актами и соглашением сторон. Вместе с тем в соответствии с Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 на руководителей государственных предприятий возложена обязанность осуществлять периодические отчеты за результаты финансово-хозяйственной деятельности этих предприятий перед Министерством государственного имущества РФ и федеральным органом исполнительной власти (см. Постановление Правительства РФ от 4 октября 1999 г. N 1116 "Об утверждении Порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ" (с изм. на 4 ноября 2006 г.) (СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5034; 2006. N 46. Ст. 4796)). В соответствии с названным Постановлением и Методическими указаниями по заполнению форм отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ (утв. распоряжением Мингосимущества России от 11 ноября 1999 г. N 1506-р (с изм. на 11 мая 2000 г.) (официально не издавался)) руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежеквартально направляет в Министерство государственного имущества Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), отчет по установленной форме. Отчет должен быть представлен в сроки, установленные для сдачи квартальной бухгалтерской отчетности. Кроме того, руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно направляет в Министерство государственного имущества Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), одновременно с годовым отчетом доклад о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в котором должны быть отражены следующие вопросы:

- структурные изменения в номенклатуре выпускаемой продукции;

- структурные изменения в долях товарных рынков, которые имеет предприятие;

- реализация мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности продукции предприятия;

- использование передовых технологий и изобретений в производстве продукции и предоставлении услуг;

- выполнение федеральных инвестиционных программ;

- достижение утвержденных основных экономических показателей деятельности предприятия;

- при наличии программы деятельности предприятия - обобщенные данные о ходе ее выполнения за отчетный период;

- информация обо всех обстоятельствах, которые нарушают обычный режим функционирования предприятия или угрожают его финансовому положению;

- реализация мероприятий по недопущению банкротства предприятия;

- данные об изменении численности персонала, среднемесячной оплате труда работников предприятия, в том числе руководителя, за отчетный период; данные об использовании прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

- программа деятельности предприятия на очередной год.

6. Трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут в соответствии с общими основаниями (см. ст. ст. 77, 78, 80, 81, 83 ТК РФ и комментарий к ним). Порядок и условия досрочного расторжения трудового договора регулируются и положениями гл. 43 (см. ст. ст. 278, 279 и 280 ТК РФ и комментарий к ним). Такое досрочное расторжение трудового договора в отдельных случаях может явиться формой ответственности руководителя организации за нарушение трудового договора, ненадлежащие экономические результаты деятельности организации, необеспечение сохранности и нецелевое использование имущества, причиненные в результате действий или бездействия руководителя организации.

По общему правилу руководитель, как и иные работники, может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности. Вместе с тем как особенный субъект трудовых правоотношений руководитель за неисполнение обязанностей по трудовому договору может быть привлечен одновременно к дисциплинарной и административной или уголовной ответственности. Так, руководитель как лицо, представляющее работодателя, за уклонение от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора либо за нарушение установленного законом срока проведения переговоров может быть оштрафован в размере от 10 до 30 МРОТ (ст. 5.28 КоАП), а за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору - в размере от 30 до 50 МРОТ (ст. 5.31 КоАП). Существуют и иные составы административных правонарушений, субъектом которых является руководитель организации, а объективной стороной - невыполнение обязанностей по трудовому договору, выразившееся в нарушении законодательства в сфере труда (см. ст. ст. 5.7, 5.27, 5.29, 5.30, 5.32, 5.33, 5.34, 5.40, 5.42, 5.44, 14.21, 18.10 КоАП). В ряде случаев за нарушение законодательства о труде, т.е. за неисполнение обязанностей по трудовому договору, руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности. Так, ст. 143 УК установлена уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда, а ст. 145 УК - ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. Оба эти преступления в ряду наказаний за их совершение предусматривают штраф в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев. Самостоятельный состав преступления может составлять ненадлежащее выполнение обязанностей по трудовому договору, представляющее собой важнейшую составляющую трудовой функции руководителя как наемного работника. Данный состав сформулирован в ст. 201 УК, предусматривающей ответственность за злоупотребление полномочиями, т.е. использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организации, либо охраняемым законом интересам общества или государства. Примечание к названной статье определяет, что выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации в статьях настоящей главы признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Если деяние, предусмотренное названной статьей либо иными статьями содержащей ее главы, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. Таким образом, уголовное преследование подразумевает реакцию организации-работодателя на совершенное правонарушение именно в сфере труда.