Новая редакция Ст. 216.1 ТК РФ
Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.
На время приостановления работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.
В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В случае необеспечения работника в соответствии с настоящим Кодексом средствами коллективной защиты и средствами индивидуальной защиты, прошедшими подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в размере среднего заработка работника.
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.
В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создавать для него условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; проводить другие мероприятия.
Комментарий к Статье 216.1 ТК РФ
Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной инспекцией труда. Положение о проведении указанной экспертизы утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244.
Государственная экспертиза условий труда позволяет оценить качество проведенной аттестации и обоснованность выплаты компенсаций за "вредность". Напомним: сотрудникам, которые заняты на тяжелых работах, трудятся в опасных или вредных условиях, положены доплаты к заработку и компенсации. Перечень таких работ, минимальные размеры и условия повышения заработка гражданам, занятым на "вредных" работах должно определить Правительство РФ (ст. 147 Трудового кодекса РФ). Но поскольку такого документа все еще на сегодняшний день не разработано, то при назначении доплат руководствуются перечнем, который утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 387/22-78.
Помимо доплат за вредность работодатели обязаны выплачивать и компенсации. Их размеры, условия и порядок выплаты также должно определить Правительство РФ. Однако для выплаты такой компенсации недостаточно, чтобы работа сотрудника была поименована в перечне тяжелых, вредных или опасных работ. Работодателю также необходимо будет провести аттестацию рабочих мест. Ее результаты или заключение государственной экспертизы подтвердят, что условия труда безопасны, компенсацию платить не нужно.
Вообще проводить аттестацию рабочих мест организации должны не реже, чем раз в пять лет. Порядок ее проведения должно разработать Минздравсоцразвития России (ст. 209 Трудового кодекса РФ). Напомним: сейчас все еще действует Положение об аттестации, утвержденное Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12. В ходе аттестации оценивают вредные производственные факторы, травмобезопасность, обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
В свою очередь, государственная экспертиза условий труда позволяет оценить качество проведенной аттестации и обоснованность выплаты компенсаций. Сейчас ее проводят в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244.
Кроме того, госэкспертиза призвана оценить, насколько проекты строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда. А также фактические условия труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Комментируемая статья дает ответ на вопрос, на основании чего проводится государственная экспертиза условий труда. Делается это, когда:
- судебные органы вынесли соответствующее определение;
- в случае обращения органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профсоюзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, ФСС России.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
- беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей;
- запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
- проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
- составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы ФСС России;
- обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
- обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Другой комментарий к Ст. 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Государственная экспертиза условий труда возведена на законодательный уровень. Она необходима для формирования банка данных об условиях труда на рабочих местах, что позволит работодателям принимать эффективные локальные документы, а государственным органам - разумные управленческие решения.
Государственную экспертизу условий труда осуществляет Всероссийская государственная экспертиза условий труда и государственная экспертиза условий труда субъектов РФ. Положение о проведении государственной экспертизы труда утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 (Российская газета. 2003. 6 мая), в соответствии с которым уточнено распределение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, отвечающими за охрану труда. На федеральные органы возложено определение системы и порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, а на субъекты Федерации - непосредственная организация и осуществление этих работ.
В настоящее время функция государственной экспертизы осуществляется на федеральном уровне федеральными органами исполнительной власти по надзору в отдельных отраслях и на отдельных объектах промышленности (см. статьи гл. 57 ТК РФ и комментарий к ним).
2. Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выработка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска.
3. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений посещать организации, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения экспертизы документацию, предъявлять работодателям или их представителям обязательные предписания об устранении нарушений или о предоставлении компенсаций за тяжелую работу или работу с вредными и опасными условиями труда.