Перейти к основному содержанию

Статья 35.1 ТК РФ. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда

Новая редакция Ст. 35.1 ТК РФ

В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, - соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.

Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Комментарий к Статье 35.1 ТК РФ

Статья 35.1 Трудового кодекса РФ была введена Федеральным законом N 90-ФЗ. Как следует из названия новой статьи, она призвана прежде всего установить органы социального партнерства соответствующими полномочиями по формированию и реализации государственной политики в сфере труда.

Примечательно, что в соответствии с частью первой статьи 35.1 органам власти (управления) вменяется в обязанность обеспечение надлежащих условий для участия органов социального партнерства в:

урегулировании социально-трудовых отношений;

разработке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, а также других актов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда.

Кроме того, органы власти (управления) обязаны обеспечить своевременное и объективное рассмотрение поступающих от органов социального партнерства решений (мнений) по соответствующим проектам.

Другой комментарий к Ст. 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 35.1 впервые в законодательстве устанавливает механизм участия комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в процедурах подготовки и обсуждения проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда на федеральном, региональном и территориальном уровнях социального партнерства.

Проекты указанных актов, документы и материалы, необходимые для их обсуждения, должны направляться в соответствующие комиссии органами законодательной и исполнительной власти РФ, субъектов РФ, представительными и исполнительными органами местного самоуправления заблаговременно (в разумные сроки, необходимые для подготовки согласованной позиции представителей сторон социального партнерства и принятия решения комиссии). Решения соответствующих комиссий подлежат обязательному рассмотрению органами, принимающими тот или иной акт, но не являются для этих органов обязательными. Соответствующий законодательный, нормативный правовой и иной акт могут быть приняты и при отрицательном заключении комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Впрочем, данная ситуация представляется малореальной, поскольку одной из сторон трехсторонней комиссии являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, а принятие их представителями различных решений на разных стадиях обсуждения того или иного акта представляется абсурдным.

При отсутствии на соответствующем уровне социального партнерства комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда направляются профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей, действующим на соответствующем уровне, по правилам направления документов в адрес комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Заключения представителей работников и работодателей также подлежат обязательному рассмотрению и не являются для органов, принимающих тот или иной акт, обязательными.

2. Конкретные сроки направления проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда соответствующим комиссиям или представителям работников и работодателей, рассмотрения проектов, иные вопросы участия органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда могут устанавливаться федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.