Новая редакция Ст. 365 ТК РФ
Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.
Комментарий к Статье 365 ТК РФ
Органы федеральной инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимосвязи с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; государственные нормативные требования в области охраны труда могут содержаться в законах или иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Другой комментарий к Ст. 365 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Федеральная инспекция труда - не единственный орган, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. О системе государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде см. ст. 353 ТК РФ и комментарий к ней.
Деятельность органов государственного надзора и контроля дополняется системой общественного (профсоюзного) контроля за соблюдением законодательства о труде. Подробнее об этом см. ст. 370 ТК РФ и комментарий к ней.
Эффективность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде может быть обеспечена только при четкой координации действий всех государственных и негосударственных структур, осуществляющих данные функции. Именно этим объясняется установленный комментируемой статьей принцип взаимодействия органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Формы взаимодействия законодательством не определены. На практике наиболее часто используются обмен информацией, проведение совместных проверок, как плановых, так и по конкретному обращению. Определенные формы взаимодействия вытекают из компетенции соответствующего органа: материалы проведенной любым из органов надзора и контроля проверки могут быть направлены в федеральную инспекцию труда для возбуждения производства по делу об административном правонарушении либо в прокуратуру для возбуждения уголовного дела.
2. Взаимодействие органов федеральной инспекции труда и органов общественного контроля осуществляется, как правило, в формах обмена информацией, проведения совместных проверок, как плановых, так и по конкретному обращению, обсуждения практики применения законодательства о труде, совместных образовательных программ. Так, в соглашении о взаимодействии Федеральной службы по труду и занятости и Федерации независимых профсоюзов России в сфере обеспечения соблюдения трудовых прав граждан предусмотрены следующие формы взаимодействия: обмен информацией о нарушениях трудовых прав работников; совместное осуществление мероприятий по защите трудовых прав работников, выявлению, устранению и предупреждению их нарушений; обмен опытом защиты трудовых прав работников; сотрудничество в совершенствовании законодательства о защите трудовых прав работников. Одной из форм взаимодействия также является наделение профсоюзных инспекторов труда и профсоюзных активистов полномочиями внештатных государственных инспекторов труда.
Новая редакция комментируемой статьи исключила координирующую функцию федеральной инспекции труда при взаимодействии с профсоюзами, их инспекциями труда. В настоящий момент их сотрудничество осуществляется на равноправной основе, а совместные мероприятия осуществляются на основании взаимной договоренности.