Новая редакция Ст. 359 ТК РФ
Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.
Комментарий к Статье 359 ТК РФ
Если работодатель нарушает права своего сотрудника, то последнему не стоит терпеть столь "возмутительное" поведение своего начальника, а надо требовать восстановление справедливости. Благо Кодекс предоставляет работникам несколько способов защиты своих нарушенных прав.
Если работодатель откажется выполнять законные требования сотрудника, то, как один из вариантов, работнику следует написать заявление в комиссию по трудовым спорам или в профсоюз. Напомним, что если же работник не согласится и с их решениями, он может обратиться в суд (см. комментарий к ст. 391 ТК).
Возможен и иной порядок действий. Со своей жалобой работник вправе сразу же обратиться в федеральную инспекцию труда. При этом работнику не стоит опасаться "репрессий" со стороны работодателя.
Во-первых, потому, что инспекторы являются полномочными представителями государства, находятся под его защитой, независимы в своих действиях и подчиняются только закону.
Во-вторых, если работника останавливают возможные неблагоприятные для него последствия такого обращения, то он может заранее попросить инспекторов не сообщать, кто именно пожаловался на руководителя. Если в ходе проверки подтвердятся изложенные в жалобе факты, то инспекция заставит работодателя устранить их, а заодно и привлечет его к ответственности (ст. ст. 356, 357, 362 ТК).
Другой комментарий к Ст. 359 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Для надлежащей реализации государственными инспекторами труда своих прав и исполнения своих обязанностей государство должно обеспечить их независимость от работодателей и местных властей. Обеспечению независимости инспекторов труда уделяется особое внимание в Конвенции МОТ N 81.
Конвенция устанавливает, что персонал инспекции должен состоять из государственных служащих, статус и условия работы которых обеспечивают стабильность занятия ими должности и делают их независимыми от любых изменений в правительстве или любого недолжного внешнего влияния. При этом инспекторам труда запрещается участвовать прямо или косвенно в делах предприятий, находящихся под их контролем.
2. Несмотря на то что государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей являются представителями государства, они не зависят от изменений в политической обстановке, состава правительства и продолжают исполнять свои обязанности, невзирая на кадровые изменения, происходящие среди лиц, замещающих государственные должности.
Прохождение государственными инспекторами труда федеральной государственной гражданской службы обеспечивает их независимость от органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 11 Конвенции МОТ N 81 компетентный орган власти (применительно к условиям России - Федеральная служба по труду и занятости) должен предоставить для нужд инспекции труда местные бюро (служебные помещения), оборудованные в соответствии с нуждами инспекционной службы и доступные для всех заинтересованных лиц, и транспортные средства, необходимые для осуществления их функций (при отсутствии общественного транспорта). Инспекторам труда должны возмещаться все расходы по передвижению и иные расходы, произведенные в служебных целях.
3. Независимость государственных инспекторов труда от работодателей обеспечивается их защитой со стороны государства и системой ограничений (см. п. 5 комментария к ст. 358 ТК РФ).
Защите государственных инспекторов труда служит установление ответственности за воспрепятствование их деятельности (см. ст. 363 ТК РФ и комментарий к ней).