Перейти к основному содержанию

Статья 351 ТК РФ. Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении

Новая редакция Ст. 351 ТК РФ

Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или выступающих (далее - творческие работники), в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей и статьями 94, 96, 113, 153 и 268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами.

Если творческие работники в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время не является временем простоя и оплачивается в соответствии с частями третьей и четвертой настоящей статьи.

Время, в течение которого творческие работники по инициативе работодателя либо по причинам, не зависящим от воли сторон, не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, оплачивается в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, но не менее тарифной ставки, оклада (должностного оклада) творческого работника с доплатами и надбавками компенсационного характера, доплатами и надбавками стимулирующего характера, не связанными с участием в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или выступлением, рассчитанными пропорционально указанному времени, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, рассчитанного пропорционально указанному времени.

Время, в течение которого творческие работники по своей инициативе не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, оплачивается в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Комментарий к Статье 351 ТК РФ

Статья 351 распространяет действие трудового законодательства на творческих работников и на спортсменов-профессионалов.

Трудовые отношения работников культуры регулируются законодательством о труде. В качестве основной организационно-правовой формы трудовых отношений с творческими работниками является контракт. На практике нередким бывает отказ от использования в организациях культуры контрактной формы трудового договора и переход к оформлению трудовых отношений с творческими работниками исключительно с помощью трудового договора.

Однако, с учетом своеобразия труда творческих работников, пункт 39 Положения о театре разрешает регулирование отношений между физическим лицом - носителем творческих способностей и театром не только законодательством о труде, но и гражданским законодательством.

С помощью гражданско-правовых соглашений нередко оформляется ангажемент или гастроли артистов. Такие формы взаимоотношений, как правило, реализуются в течение короткого отрезка времени и без включения артистов в штат работников соответствующей организации.

Гражданско-правовые договоры применяются также для оформления разового участия конкретных лиц в создании (постановке) спектакля, шоу, концерта, представления.

Трудовые договоры применяются в отношении всех творческих работников организаций культуры, которые включаются в их штат на постоянной основе. Это могут быть бессрочные трудовые отношения или по срочному трудовому договору.

Оплата труда творческих работников осуществляется по правилам, содержащимся в Постановлениях Минтруда России:

а) от 3 февраля 1993 г. N 15 "Об утверждении разрядов оплаты труда по должностям работников ведущих театров и творческих коллективов";

б) от 27 сентября 1994 г. N 63 "О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников редакций газет и журналов Комитета Российской Федерации по печати";

в) от 1 февраля 1995 г. N 8 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации";

г) от 11 мая 1995 г. N 26 "О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников телерадиокомпаний Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию";

д) от 4 октября 2000 г. N 67 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний".

Ставки вознаграждения исполнителям за определенные виды использования исполнения (постановки) определены Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения постановки".

Особенности исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1993 г. N 153 "О порядке исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников".

Основу нормативно-правовой базы в отношении профессиональных спортсменов составляет Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

Выделяются три категории спортсменов:

спортсмен-любитель (физкультурник);

спортсмен высокого класса;

спортсмен-профессионал.

Спортсмен-профессионал - лицо, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и которое получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них. Их деятельность регулируется трудовым законодательством, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и объединений (п. 3 ст. 24 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ). Взаимоотношения спортсмена-профессионала с физкультурно-спортивной организацией, профессиональным спортивным клубом или командой определены письменным контрактом. В нем содержатся обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения контракта, другие условия и обязательства контрагента. Такой контракт подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды РФ.

Однако, в соответствии с требованиями статей 5, 16 ТК, в отношении спортсменов-профессионалов также необходимо перейти к заключению трудовых договоров, подчиняющихся не только специальным требованиям, изложенным Федеральным законом от 29 апреля 1999 г., но также общим требованиям, содержащимся в статьях глав 10, 11 ТК.

Для спортсменов-профессионалов предусмотрены особые правила перехода в другие физкультурно-спортивные организации и соответственно расторжения трудового договора. Согласно статье 26 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" такие спортсмены имеют право перехода из одной физкультурно-спортивной организации в другую, в том числе иностранную. Однако эта возможность им предоставляется только после окончания срока контракта и выполнения указанных в нем обязательств, если стороны контракта не договорились об ином, например о продлении контракта.

Другой комментарий к Ст. 351 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья предусматривает возможность установления особенностей регулирования труда для лиц, участвующих своей творческой деятельностью в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений с помощью средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, а также для профессиональных спортсменов.

Следует обратить внимание на то, что творчество, а также спорт являются конституционно значимыми ценностями (ч. 2 ст. 41, ч. 2 ст. 26 и ст. 44 Конституции РФ). Вместе с тем в конституционных нормах творчество понимается достаточно широко - включая литературное, художественное, научное, техническое и многие другие виды общественно полезной деятельности. Подобная широта фактически присутствует и в той характеристике, которую законодатель дает труду первой из перечисленных категорий лиц.

В свою очередь, в профессиональном спорте ввиду его вхождения в один из видов культуры - физическую культуру и непредсказуемости результатов также присутствует существенный элемент творчества (в широком смысле). Это обстоятельство дает основание для отнесения профессионального спорта к творческой деятельности (в широком смысле). Именно оно и позволило законодателю установить в рамках одной статьи единые подходы к регулированию трудовых отношений в области профессиональной спортивной деятельности и в сферах, традиционно относимых к творческим видам деятельности.

Характер творческого труда требует, чтобы его правовое регулирование не ограничивало чрезмерным образом свободу как основную предпосылку творчества (в том числе профессиональных спортсменов) для тех, кто непосредственно осуществляет процесс творчества в широком смысле, и для тех, кто обеспечивает надлежащее осуществление этого процесса. Данная свобода должна быть присуща не только стадии вступления в трудовые правоотношения и выхода из них, но и самому осуществлению трудовой деятельности, например, в части регулирования рабочего времени и времени отдыха, а также перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены) и пр. Наиболее полно принцип свободы трудовой деятельности проявляется в правовом регулировании трудовых отношений с участием тех работников, которые осуществляют сам процесс творчества (далее - работники творческого труда). К ним, в частности, можно отнести артистов, телеоператоров, ученых, художников.

Вместе с тем тесная взаимосвязь их труда с трудом работников, обеспечивающих процесс творчества, требует отражения этих элементов свободы и в регулировании трудовой деятельности данных работников, к числу которых, например, относятся осветители, гримеры, костюмеры и др.

Элементы свободы, свойственные процессу творчества, определяют особую природу результатов творчества и их охраны, что является причиной включения в правовое регулирование труда лиц, осуществляющих такую деятельность, элементов гражданско-правового регулирования.

Установление особенностей правового регулирования труда и отдыха творческих (в широком смысле) работников обусловлено, кроме того, необходимостью охраны такой особой публично (конституционно) значимой ценности, как культурная жизнь, включающей публичную информацию; компенсации преждевременного старения (снижения с возрастом качества жизни), возникающего вследствие значительных психофизических нагрузок (перегрузок) и стрессов; осуществления соответствующих видов деятельности в рамках особого режима труда, затрачиваемого преимущественно в вечернее и ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Именно эти обстоятельства и обусловливают особенности регулирования труда творческих (в широком смысле) работников, о чем прямо указывается в комментируемой статье.

Особенности регулирования труда этих лиц предусмотрены прежде всего специальными статьями ТК, к которым относятся: ч. 3 ст. 94 (о порядке установления продолжительности ежедневной работы (смены), ч. 6 ст. 96 (о правилах установления порядка работы в ночное время), ч. 3 ст. 113 (о привлечении к работе данных лиц в выходные и нерабочие праздничные дни), ч. 3 ст. 153 (об оплате их труда в эти дни), ч. 5 ст. 157 (о последствиях временного неучастия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или неосуществления выступлений), ст. 268 (о снятии запрета на направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет).

Что же касается иерархии нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере труда работников, упомянутых в комментируемой статье, то она задается прежде всего Конституцией РФ.

Пункт "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит общие вопросы науки, культуры и спорта к предметам совместного ведения. Это означает, что по данным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Столь высокое конституционное значение творчества (в узком смысле) и спорта является достаточным основанием для того, чтобы правовому регулированию соответствующих отношений были посвящены специальные федеральные законы.

Основными из таких законов являются: Закон от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (ВВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615); Закон от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (Российская газета. 1992. 8 февр. N 32); Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137); Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (Российская газета. 1996. 4 июня. N 104); Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (Российская газета. 1995. 29 нояб. N 231); Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Российская газета. 1999. 6 мая. N 87).

В данных Законах содержатся нормы, с помощью которых осуществляется детализированное правовое регулирование труда соответствующих работников и закрепляются определенные элементы их специального правового статуса.

Наименование должностей лиц, работающих в бюджетной сфере, на которых распространяется действие комментируемой статьи, установлено, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" и утвержденными им приложениями (СЗ РФ. 1995. N 10).

2. Перечень лиц, относящихся к первой категории, является открытым. Комментируемая статья распространяет свое действие не только на тех, кто входит в данный перечень, но и на иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Например, непосредственно из содержания ч. 1 ст. 44 Конституции РФ следует, что к ним также необходимо, в частности, отнести работников, трудящихся в сфере литературного, художественного, научного и технического творчества.

Использованная здесь характеристика труда первой категории лиц - участие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений - ставит в центр системы отношений, связанных с данным трудом, такой объект, как произведение, однако содержание данного понятия ТК РФ не раскрывается.

Для выяснения этого содержания необходимо обратиться к тексту ст. 6 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (Российская газета. 1993. 3 авг. N 147), в соответствии с которой произведения являются результатом творческой деятельности и создаются, в частности, в сферах науки, литературы и искусства. Они должны существовать в какой-либо объективной форме: письменной рукописи, машинного текста, нотной записи и пр.; устного публичного произнесения, публичного исполнения и т.д.; звуко- или видеозаписи, осуществляемой механическим, магнитным, цифровым, оптическим или другим способом; изображения (рисунка, эскиза, картины, плана, чертежа, кино-, теле-, видео- или фотокадра и др.); объемно-пространственной скульптуры, модели, макета, сооружения и в других формах.

Это служит еще одним подтверждением того, что в первую категорию лиц входят в качестве создателей произведений, кроме, например журналистов, и композиторов, также научные работники, архитекторы и художники.

Легальное определение понятия "исполнение" раскрывается в ст. 4 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", в соответствии с которой исполнение - это представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Из данного определения следует, что в первую категорию лиц входят актер, певец, музыкант, танцор, режиссер, дирижер, а также любое иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер).

Что же касается экспонирования произведений (их публичного представления), то оно является одним из основных элементов деятельности прежде всего музеев.

Весьма широкая характеристика лиц, входящих в первую категорию, позволяет утверждать, что в их число входят не только те, кто занимается творчеством, но и лица, непосредственно обеспечивающие осуществление творческой деятельности и публичное представление (экспонирование) ее результатов.

К таким работникам, в частности, относятся гримеры, осветители, кассиры, а также лица, принимающие в музеях, театрах и иных аналогичных им организациях вещи посетителей (зрителей) на хранение, специалисты научной организации (инженерно-технические работники), работники сферы научного обслуживания и подобные им. Режим труда и отдыха данных лиц в силу его тесной взаимосвязи с трудом лиц, создающих и (или) исполняющих (экспонирующих) произведения, имеет ряд особенностей, аналогичных тем, которые характерны для труда и отдыха последних.

К подзаконным актам, регулирующим отношения в сфере творческого труда (в том числе труда руководителей соответствующих организаций), следует, в частности, отнести: Положение о театре в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. N 329 (СЗ РФ. 1999. N 13.); Устав Российской академии архитектуры и строительных наук, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1033 (САПП РФ. 1993. N 44); Постановление Министерства труда РФ от 3 февраля 1993 г. N 15 "Об утверждении разрядов оплаты труда по должностям работников ведущих театров и творческих коллективов" (БМТ РФ. 1993. N 4).

Особенности труда первой категории лиц установлены также специальными нормами ТК РФ. К ним относятся: ч. 4 ст. 63 (о порядке заключения и условиях трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений), ч. 4 ст. 113 (о привлечении к работе этих категорий лиц в выходные и нерабочие праздничные дни), ч. 4 ст. 153 (об оплате их труда в эти дни).

Примером включения элементов гражданско-правового регулирования в сферу регулирования труда творческих работников являются положения, связанные со служебными произведениями, закрепленные ст. 14 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", в соответствии с которыми устанавливается следующий правовой режим служебных произведений:

1) авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения;

2) исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное;

3) размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем;

4) работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания;

5) на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий перечисленные выше положения статьи не распространяются.

3. Вторая категория лиц, на которую распространяется действие норм комментируемой статьи, - это профессиональные спортсмены.

Профессиональный спорт представляет собой предпринимательскую деятельность, цель которой - удовлетворить интересы профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей. Что же касается профессионального спортсмена (спортсмена-профессионала), то им является лицо, для которого занятия спортом - это основной вид деятельности и которое получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.

Деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством РФ, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденных профессиональными физкультурно-спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта.

Трудовые правоотношения с профессиональным спортсменом возникают на основании контракта о спортивной деятельности, заключаемого профессиональными спортивными лигами, ассоциациями, союзами, входящими в официально признанную федерацию по какому-либо виду спорта, профессиональными спортивными клубами, а также спортивными командами.

Контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства РФ и представляет собой соглашение в письменной форме между спортсменом, спортсменом-профессионалом (тренером, специалистом) и руководителем физкультурно-спортивной организации, в том числе профессионального спортивного клуба и команды. Он подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды РФ. Контракт о спортивной деятельности должен предусматривать обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения такого контракта. Контракт о спортивной деятельности может содержать и другие условия. Физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству РФ.

Отношения в части установления разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников сборных команд РФ по видам спорта регулируются Постановлением Министерства труда РФ от 4 июля 2002 г. N 48 (БМТ РФ. 2002. N 7).