Перейти к основному содержанию

Статья 412 ТК РФ. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки

Новая редакция Ст. 412 ТК РФ

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения переговоров.

Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов) региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, определяется соглашением работодателя (представителя работодателя) и представительного органа работников совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в трехдневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).

В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ (услуг), может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд.

При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть приостановлена решением суда до выполнения работниками и представительным органом работников соответствующих требований.

Комментарий к Статье 412 ТК РФ

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур. Помимо этого, работодатель, органы исполнительной власти и местного самоуправления, в том числе и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять все зависящие от них меры для обеспечения общественного порядка в период проведения забастовки. А также обеспечить сохранность имущества, принадлежащего как работодателю, так и его сотрудникам, машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

В каждой отрасли российской экономики существуют организации, деятельность которых непосредственно связана с безопасностью людей, с обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества. Для каждой из них Кодекс предусмотрел минимум необходимых работ (услуг), выполняемых даже в период проведения забастовки. Эти минимумы разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. Примером могут служить:

Приказ Министерства транспорта РФ от 7 октября 2003 г. N 197 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях (филиалах и представительствах) транспортного комплекса";

Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 18 апреля 2003 г. N 330 "О Перечне минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в организациях, подведомственных МПР России в период проведения забастовок";

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 19 января 2006 г. N 3 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса" и многие другие.

Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации.

Опираясь на законодательно утвержденный минимум необходимых работ (услуг), стороны коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления в течение пяти дней определяют тот минимум, который будет соблюдаться ими в период проведения забастовки. Составляя указанный минимум, необходимо исходить из степени вероятности причинения вреда здоровью или угрозы жизни граждан.

В случае если стороны так и не смогли придти к единому мнению о том, что же включить в обязательный минимум работ (услуг), то тогда в дело вступает орган исполнительной власти, который его и устанавливает.

Другой комментарий к Ст. 412 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Забастовка не является тупиком в коллективном трудовом споре, и его стороны обязаны продолжить примирительные процедуры.

2. Кроме того, забастовка не должна парализовывать деятельность организации, серьезно ущемлять права и интересы граждан. В связи с этим ТК РФ возлагает на работодателя, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязанность по принятию зависящих от них мер по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, соблюдению других условий, направленных на сохранение жизни и здоровья людей.

Данное положение ТК РФ является конкретизацией нормы, закрепленной в ст. 17 Конституции РФ, в соответствии с которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В связи с этим, во-первых, для некоторых категорий работников законодательно установлен запрет на участие в забастовках (см. ст. 413 ТК РФ и комментарий к ней), во-вторых, определен порядок обеспечения минимума необходимых работ (услуг), которые должны в обязательном порядке выполняться в период забастовки с целью предотвращения причинения вреда жизни, здоровью и безопасности людей и жизненно важным интересам общества.

3. Международно-правовое регулирование труда не обходит стороной эту важную проблему. Так, МОТ использует термин "жизненно важные службы в строгом смысле этого слова", относя к таковым больницы, предприятия электро- и водоснабжения, телефонную связь, работу авиадиспетчеров (Принципы МОТ в отношении права на забастовку. Женева, 2001. С. 19).

4. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" весьма скупо регламентировал вопросы обеспечения минимума необходимых работ (услуг), в связи с чем 6 ноября 2001 г. в ст. 16 Закона были внесены изменения. Эти изменения нашли отражение в ст. 412 ТК, в которой регламентируется порядок разработки и утверждения указанного перечня, уточняются органы власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.

5. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отраслях экономики определяется Правительством РФ. Ответственность за выполнение данного требования законодательства возлагается на всех участников социального партнерства. Соответственно, разработка этих документов предполагает активное участие профсоюзов (на различных уровнях).

6. Перечень минимума необходимых работ (услуг) в каждой отрасли (подотрасли) национальной экономики утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в отрасли, по согласованию с общероссийскими профсоюзами, действующими на этом уровне. Данный принцип действует и на уровне субъектов РФ.

7. Разработка минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуального предпринимателя, определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки.

8. Если не удается достичь соглашения по вопросу определения минимума необходимых работ (услуг) в организации, то он устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ. Это решение может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд.

9. Факт необеспечения указанного минимума необходимых работ (услуг) может стать основанием для признания забастовки незаконной.