Перейти к основному содержанию

Статья 399 ТК РФ. Выдвижение требований работников и их представителей

Новая редакция Ст. 399 ТК РФ

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со статьями 29 - 31 и частью пятой статьи 40 настоящего Кодекса.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований.

Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

Часть пятая утратила силу.

Требования профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов) выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профессиональных союзов и уставами их объединений, и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального партнерства.

Требования (копия требований) могут быть направлены (может быть направлена) в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, в том числе в форме электронного документа. В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований (копии требований) другой стороной коллективного трудового спора.

Комментарий к Статье 399 ТК РФ

Прежде чем что-то требовать, необходимо письменно сформулировать свои претензии и утвердить их на соответствующем собрании или конференции работников и только после этого направлять их работодателю. Обратите внимание, что на собрании должна присутствовать как минимум половина работающих, в противном случае оно будет признано неправомочным. Конференция же будет считаться таковой при явке не менее двух третей избранных делегатов.

Копию выдвинутых требований можно также направить в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, который, в свою очередь, обязан проверить получены ли были указанные требования другой стороной спора, то есть работодателем.

Кодекс обязывает работодателя не только не чинить препятствий проведению собрания или конференции работников, но и предоставить для этих целей необходимое помещение.

Трудовой спор рассматривается в несколько этапов. Сначала его должна попытаться разрешить примирительная комиссия (ст. 402 ТК). После этого стороны спора могут приглашать посредника (ст. 403 ТК). Кроме того, стороны спора могут создать временно действующий орган - трудовой арбитраж (ст. 404 ТК); его создание обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок (ст. 406 ТК).

Помимо указанных органов для рассмотрения трудовых споров ТК предусмотрено создание службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Указанная служба представляет собой систему государственных органов (подразделений), формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Она предназначена для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Каждая из сторон трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в указанную службу для регистрации спора. Помимо этого в случае привлечения посредника стороны при необходимости могут обратиться в службу за рекомендацией кандидатуры посредника. Служба совместно со сторонами трудового спора принимает участие в создании трудового арбитража. Определяются состав арбитража, регламент его работы и полномочия. Окончательное решение оформляется соответствующим документом, подписанным работодателем, представителем работников и службы.

Например, если сторонами трудового спора будет достигнуто соглашение, оно оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за исполнением соглашения осуществляется сторонами, заключившими его.

Другой комментарий к Ст. 399 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Трудовой кодекс предоставляет право выдвижения требований в рамках коллективного трудового спора только работникам и их представителям (о понятии "представители" см. ст. ст. 29 - 31, 40 ТК РФ и комментарий к ним). Работодатели и их представители таким правом не обладают.

2. Требования работников и их представителей могут выдвигаться как на стадии заключения коллективного договора, так и в целях его изменения (в пределах срока действия договора) при разработке локальных нормативных актов (когда ТК РФ предусматривает учет мнения представителей работников), а также в других случаях, когда регулирование условий труда зависит от работодателя и затрагивает интересы работников. Из этого следует, что требования работников или их представителей сначала выдвигаются в рамках отдельно взятой организации (филиала, представительства), т.е. на том уровне, где заключаются коллективные договоры, принимаются локальные нормативные акты, невыполнение положений которых может быть причиной коллективного трудового спора.

Такие требования могут выдвигаться и работниками, работающими у индивидуального предпринимателя.

Эти требования утверждаются на собрании (конференции) работников организации (филиала, представительства). Трудовой кодекс определяет критерии правомочности собрания и конференции (более половины - для собрания и две трети избранных делегатов - для конференции). Поскольку ТК РФ не определяет условия принятия решений, то следует исходить из общего традиционного правила - решение об утверждении требований может приниматься простым большинством голосов от присутствующих на собрании (конференции).

Однако следует иметь в виду, что требования, выдвинутые на заседании выборного профсоюзного органа, должны быть утверждены на собрании или конференции работников.

3. Исходя из общих принципов социального партнерства, Кодекс обязывает работодателя предоставить работникам или их представителям необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не препятствовать его (ее) проведению.

4. Письменная форма изложения требований работников - обязательное условие для процедуры коллективного трудового спора. Эта форма может быть любой, главное - зафиксировать факт получения работодателем этих требований в письменной форме. Отсутствие такого доказательства лишает работников возможности предъявить претензии к работодателю и привлечь его к ответственности за уклонение от соблюдения процедур рассмотрения коллективного трудового спора.

Аналогичная процедура предусмотрена для выдвижения и направления требований профсоюзов и их объединений по отношению к соответствующим сторонам социального партнерства.

5. Существенной гарантией для работников и их представителей является возможность направления копии требований в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Ранее им являлась Служба по урегулированию коллективных трудовых споров, деятельность которой регулировалась ТК, а также Положением о ней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 468 (с изм. и доп.).

В настоящее время таким органом является Федеральная служба по труду и занятости (далее - Роструд). Ее полномочия в сфере урегулирования коллективных трудовых споров определены ТК РФ и соответствующими постановлениями Правительства РФ (см. ст. 407 ТК РФ и комментарий к ней).

6. В случае получения копии требований представителей работников Роструд обязан проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.