Перейти к основному содержанию

Статья 382 ТК РФ. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

Новая редакция Ст. 382 ТК РФ

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Комментарий к Статье 382 ТК РФ

Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту. Поэтому Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам. Тот, кто считает, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает наиболее приемлемый для него способ разрешения возникшего индивидуального трудового спора. Он может либо сначала обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии. А может, минуя комиссию, обратиться сразу непосредственно в суд.

Пленум Верховного Суда в своем Постановлении от 17 марта 2004 года N 2 четко разграничил подведомственность и подсудность дел по спорам, возникающим из трудовых правоотношений. Поскольку мировые судьи выступают в качестве суда первой инстанции, то им подсудны любые дела, вытекающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о признании забастовки незаконной. Мировые судьи также рассматривают дела, связанные с отказом в приеме на работу, и дела по искам работников о признании перевода на другую работу незаконным, поскольку в указанном случае трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются.

Районным судам подсудны дела о восстановлении граждан на работе (независимо от основания прекращения трудового договора включая и расторжение трудового договора с работником в связи с неудовлетворительным результатом испытания). Дела по искам работников, трудовые отношения с которыми прекращены, о признании увольнения незаконным и об изменении формулировки причины увольнения также подлежат рассмотрению районным судом, поскольку по существу предметом проверки в этом случае является законность увольнения.

Дела о признании забастовки незаконной подсудны исключительно верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов.

Соответственно, вышеуказанным адресатам работники или их представительные органы и должны направлять заявления о защите своих нарушенных трудовых прав и интересов.

Другой комментарий к Ст. 382 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Еще в 1992 г. была изменена структура органов, рассматривающих индивидуальные споры, - из их числа были исключены профсоюзные комитеты. В целом это было логичное решение, так как исходя из своих уставных задач, профсоюз не может быть объективным участником процесса рассмотрения спора, а профсоюзный комитет - органом, принимающим обязательные решения по трудовым спорам. В итоге структура органов, рассматривающих трудовые споры, оказалась двухзвенной.

Это не исключает широкого использования профсоюзами своих прав по реализации уставных обязанностей. Речь идет об изменении форм и способов привлечения работниками своих представительных органов при разрешении трудовых споров. Существенное значение имеет работа представительных органов на стадии предупреждения споров и ситуаций, их создающих, при разработке и принятии локальных нормативных актов.

2. В настоящее время в деятельности судов по рассмотрению трудовых споров появляются новые аспекты. Это связано с тем, что Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" предусмотрено создание института мировых судей (ст. 28 Закона).

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" предусматривает, что мировой судья рассматривает в первой инстанции в том числе и дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе (подп. 7 п. 1 ст. 3 Закона).

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему России. Они осуществляют правосудие именем Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Дела, входящие в компетенцию мирового судьи, рассматриваются им непосредственно и единолично.

3. Законодательство предусматривает в определенных случаях специальный порядок досудебного рассмотрения отдельных категорий трудовых конфликтов в рамках реализации такой государственной функции, как надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и о его охране. К числу такого рода государственных органов относится федеральная инспекция труда. Органы федеральной инспекции труда, в частности, ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (ст. 356 ТК РФ). В то же время они в соответствии с комментируемой статьей не являются органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.